Елена Исаева: внутреннее мошенничество в компании. Можно ли его избежать?
Наиболее распространенными схемами финансовых махинаций являются коррупция и взяточничество, использование служебного положения и манипулирование данными бухгалтерского учета, а также незаконное присвоение активов.
Компании теряют до 5% выручки в год из-за внутреннего мошенничества. Лучший способ защиты от экономических махинаций сотрудников – превентивный.
Мошенничество возможно во все отраслях, его жертвами могут стать компании любого размера. По данным KPMG, наиболее подвержены этому риску компании, имеющие широкую географическую представленность, крупные производственные предприятия и представительства международных фирм. Иными словами, чем крупнее компания и более разветвлена ее структура, тем выше шансы, что она пострадает от мошеннических схем со стороны сотрудников.
Среди наиболее распространенных схем мошенничества – приобретение несуществующих товаров и услуг, предоставление благотворительной помощи, различные выплаты формально несвязанным компаниям, а также взаимодействие с госорганами через посредников, реализация инвестиционных проектов и непрозрачная структура маркетинговых расходов.
Соответственно, такие департаменты как маркетинг и закупки, а также подразделение по продажам и инвестициям чаще всего становятся источником мошенничества для компаний наряду с действиями топ-менеджмента.
В среднем проходит 18 месяцев от момента начала мошенничества до выявление его компанией.
Причем чаще всего этот процесс не является управляемым. В 42% обнаружение происходит случайно – от внутренних информаторов, которые сообщают на горячую линию. На втором и третьем местах по объему раскрываемых нарушений стоят внутренний аудит и служба безопасности.
Однако за этот период в результате финансовых махинаций компания может потерять не только выручку и прибыль, но и репутацию, доверие клиентов, партнеров, органов государственной власти. По этим причинам наиболее эффективным средством борьбы с внутренним мошенничеством является его предупреждение.
Три главных шага для борьбы с мошенничеством
Каждая компания вырабатывает свой набор практик, направленных на предупреждение мошенничества. Мы рекомендуем клиентам KPMG выстроить три основных компонента защиты от злоупотреблений.
Компонент первый – эффективные процедуры контроля
Это означает, что компания должна создать процедуры, которые будут обеспечивать проверку как кандидатов на трудоустройство, так и контрагентов, осуществление постоянного внутреннего контроля, а также создать инструменты, обеспечивающие экономическую безопасность и проведение внутренних расследований.
Если вы не знаете с чего начать, проведите первичный анализ и поймите, в каких операционных функциях бизнеса потенциально может произойти воровство. Оцените уровень этих рисков и эффективность существующего контроля.
Откажитесь от использования наличных денег и двойной бухгалтерии в компании, автоматизируйте по возможности финансовые операции. Если этот механизм внедрен правильно, он станет вашим надежным защитником перед такими рисками.
Компонент второй – обучайте персонал
При личном общении на совещаниях и корпоративных встречах объясняйте сотрудникам важность этичного ведения бизнеса, транслируйте позицию руководства в отношении коррупции и мошенничества. Проводите внутренние тренинги для сотрудников по теме этических практик и наказывайте тех, кто стал инициатором мошенничества.
Если вы будете делать это регулярно, этичное поведение компании станет частью корпоративной культуры, а это один из главных шагов для управления рисками мошенничества.
Компонент третий – отдельная служба по борьбе с экономическими преступлениями
Крайне важно, чтобы в компании был выделен отдельный департамент, в зону ответственности которого будет входить контроль за деятельностью компании. Чаще всего таким органом является служба внутреннего аудита.
Важно, чтобы в данную службу входили специалисты разных профилей: бухгалтеры, ИТ-специалисты, при необходимости – профильные эксперты.
Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие сотрудников данного департамента с юридическим и HR-подразделениями.
И напоследок. Обеспечить стопроцентную защиту от корпоративного мошенничества невозможно. Но если вы будете действовать на опережение – учитывать специфику региона и локальных бизнес-практик наряду с внедрением внутреннего контроля - это поможет вам выйти на качественно новый уровень ведения бизнеса и минимизирует риски потери части прибыли из-за мошенничества сотрудников.
Елена Исаева, Директор департамента управления рисками КPMG в Украине
- Суд окончательно узаконил вывод с рынка банка «Капитал»
- Экспорт товаров в Донецкой области в 2021 году превысил 7 млрд долл.
- В пустыне Чили запустили телескоп для создания NFT
- Продажи новых авто упали почти вдвое: в топ-20 моделей изменился лидер
- Семяныч против кидалова в интернете: как противостоять мошенникам