В центре внимания:

Чтобы не допустить дефолта, Украине придется делать новые долги

Чтобы не допустить дефолта, Украине придется делать новые долги

Украина продолжит активно одалживать и жить в кредит, несмотря на пафосные заявления, прозвучавшие вчера на правительственном заседании (о планах по сокращению госдолга в рамках новой стратегии). Конечно же, если международные институты захотят одалживать нам деньги — это единственный сдерживающий фактор. Других нет. Как только власть сможет договориться с МВФ и получит кредитный транш от Международного валютного фонда — тут же запустит трудоемкий процесс размещения нового выпуска еврооблигаций.

«Выпуск будет возможным после положительного решения МВФ по траншу после визита миссии в сентябре. Не раньше. Второй фактор — это общие условия на международных рынках», — отметил UBR.ua старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.

Минфин прямо сейчас остро нуждается в долларе, ведь, чтобы не допустить дефолт, до конца года 2018 года нужно выплатить по внешнему госдолгу $1,75 млрд.: $1,2 млрд. МВФ и еще $550 млн. по евробондам. И не может больше стегать деньги из золотовалютных резервов Нацбанка, которые уже находятся на критической отметке — $17,7 млрд. Это три месячных размера импорта, ниже которых наш запас не может упасть. Иначе мы нарушим международный стандарт, за исполнением которого пристально следят рейтинговые агентства и быстро снижают стране рейтинговую оценку в случае его нарушения. Эта оценка определяет спрос на наши долги, и главное — их цену. Чем хуже рейтинг — тем выше процент.

Это нам сейчас точно не нужно, особенно, если Минфин не просто бросался вчера пустыми словами о планируемом досрочном выкупе евробондов 2019-2020 годов, а на самом деле пойдет на этот шаг. Ведь свободной валюты у чиновников нет. И единственная возможность что-то выкупать наперед — это снова одалживать. Привлечь сейчас новый долг и заплатить по старому впрок.

«Наиболее вероятный сценарий — попытка повторить прошлогоднюю сентябрьскую операцию — выкуп части краткосрочных обязательств за счет нового выпуска, которая была довольно успешной. Очевидно, что до выборов правительство будет всеми силами пытаться не допустить дефолт по внешним обязательствам, поэтому перекредитование очень вероятно, но скорее всего за счет более высокой стоимости», — подтвердил UBR.ua директор корпоративного департамента рейтингового агентства IBI-Rating Игорь Дикий.

Такую же версию выдал и Тарас Котович, хотя допустил размещение в 2019 году: «Осуществлять выкуп существующих долгов Минфин, скорее всего, будет за счет новых более долгосрочных займов, которые могут быть осуществлены или в этом, или в следующем году с одновременной офертой для держателей старого долга по его выкупу.

По сути ничего не изменилось — Украина не шелохнется без денег МВФ и размещения новых бондов. И все показательные выступления в Кабмине о планах по сокращению госдолга — это игра на публику. Власть привыкла к долговой пирамиде и продолжит работать в ее рамках — гасить старые долги, делая новые. Суммы задолженности не уменьшаются — только растут, в основном за счет издержек за обслуживание.

Гордо заявленное вчера снижение уровня госдолга Украины с 62% ВВП до 60% ВВП — всего лишь статистическая игра, манипуляция с низкой сравнительной базой.

«Столь существенное снижение величины госдолга было вызвано исключительно рекордными темпами роста внутреннего валового продукта (в основном за счет эффекта низкой базы). В абсолютном выражении долг только увеличился», — подчеркнул UBR.ua аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Минфин сам недавно это подтверждал, когда выдавал очередной отчет в абсолютных значениях: в нем говорилось об увеличении в июне 2018 года суммы совокупного государственного (прямого) и гарантированного долга Украины на 0,05% (на $0,04 млрд.), — до $76,29 млрд. Доля в привязке к ВВП сократилась из-за экономического роста, который Госстат фиксировал два квартала подряд: на 3,1% в январе-марте и на 3,2% в апреле-июне 2018 года.

«В случае продолжения расширения экономики такими же темпами Украина вполне может рассчитывать и на дальнейшее снижение соотношения госдолга к ВВП даже не прибегая к существенному сокращению объемов заимствований. С другой стороны, следует понимать, что «эффект низкой базы» по определению имеет очень краткосрочное действие, да и неблагоприятная экономическая конъюнктура вполне может привести к снижению темпов прироста внутреннего валового продукта в будущем», — заметил Коренев.

Чего точно не удастся достичь при таком подходе — это сокращения реальных расходов на обслуживание госдолга страны. Если его размер продолжит сокращаться только к ВВП, и не будет уменьшаться в абсолютных цифрах, то Минфин будет платить по процентам или столько же, или даже больше. В 2018 году — это 130,2 млрд. грн. Тогда громкие заявления премьера Владимира Гройсмана о планах по сокращению выплат по долгам останутся пустыми словами.

Елена Лисенко

Источник

Читайте также
Поделиться в VK Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Поделиться в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

23.08.2018 16:04 | Сергей Сарыкин

Поиск:

Поиск
Последние финансовые новости
Финансовый дайджест VK
Финансовый дайджест в Facebook
Финансовый дайджест в Твиттере
Финансовый дайджест в Google+
Все права защищены © 2017-2024 Финансовый дайджест
| XML
Любое копирование материалов с сайта apulogny.ru без ссылки на источник запрещено.